eXcluzive Motors :: автомобильный журнал

События по датам
 
« 24 Ноя 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Партнеры
Немного обо всем
Оглавление журнала
Главная
Авто новости
Тюнинг автомобилей
Тюнинг
Тест-драйвы
Словарь терминов
Ремонт автомобилей
Статьи
Правовая информация
Автострахование
Автокредитование
Справочная информация
Практическая информация
Технические характеристики
Тест-драйвы
Отзывы владельцев
Обзоры новых моделей
Тест-драйвы авто
Справочная
Спецномера
Федеральные спецномера
Требования к спецсигналам
Специальные звуковые сигналы
Опозновательные сигналы
Расшифровка военных номеров
Коды на номерах ТС
Материалы по теме
Ремонтируем сами

Ремонт бензонасоса

На новенькой "девятке" вы отъехали от бензоколонки, где только что залили полный бак. Но буквально через двести метров двигатель зачихал,...

Прочитать статью полностью...

Задние дисковые тормоза

Дорогие иномарки комплектуются дисковыми тормозами всех колёс стандартно, что позволяет им, уверенно оттормаживаться с больших скоростей. Явным минусом отечественных...Прочитать статью полностью...

Чего ждет рядовой водитель от чип-тюнинга

Автор Петр Науменко   
05.09.2006 г.

Во все времена человеку было свойственно желать большего, потратив меньше. Наши дни - не исключение, и приведенное выше утверждение с полной уверенностью можно примерить и на мир автомобилей. Кто из нас не сталкивался с дилеммой: потратить энную сумму на новенький автомобиль из салона или же приобрести аналогичный по стоимости, но бывший в употреблении экземпляр классом повыше, побогаче оснащенный, более комфортный? И даже в случае покупки нового авто мы проявляем завидное упорство, добиваясь скидки, которую тут же пускаем на дооборудование, - например, сэкономленные сто долларов моментально обращаются в тонировку стекол. Даже если абстрагироваться от глобального понятия "автомобиль" и обратить внимание на его отдельные узлы, открывается довольно широкий простор для приложения усилий, направленных на получение максимальной отдачи от каждого рубля, вложенного буквально в каждый отдельно взятый винтик. Наиболее лакомый кусочек - разумеется, двигатель.

Чип-тюнинг

Сегодня уже никого не удивляет наличие электронного блока управления двигателем - карбюраторную эру можно окончательно считать завершившейся. Электронный впрыск хорош со всех точек зрения: и экономичности, и соответствия экологическим требованиям, и увеличившейся мощности мотора, кроме того, электроника изначально подразумевает возможность очень гибкой и точной настройки работы двигателя.

Электронный блок управления (ЭБУ) представляет собой небольшой специализированный компьютер, работающий под управлением программы, записанной в автономную память заводом - изготовителем двигателя. Здесь ключевое слово "программа" - ведь не исключается возможность ее замены на ту, которая в большей степени отвечает требованиям автовладельца. В ситуациях, когда завод решил от греха подальше перестраховаться и жестко запрограммировал ЭБУ без возможности перезаписи, возможен вариант замены всего электронного блока на одно из универсальных устройств, выпускающихся многими специализированными компаниями. Но этот сценарий выходит за рамки нашего разговора, поэтому обратим внимание на случай, когда перезапись все-таки возможна, - этот на первый взгляд немудреный процесс получил название чип-тюнинг.

Чип-тюнинг по праву считается одним из наиболее бюджетных способов доработки двигателя. В самом деле, не требуются ни расточка впускных-выпускных каналов, ни установка кованых поршней или "горбатых" распредвалов, ни прочие дорогостоящие мероприятия. Всего-то делов: заменить заводскую программу управления на самопальную - и двигатель раскроет свой потенциал на полную. Так полагают многие, но наша задача - как можно более объективно осветить саму затею чип-тюнинга, не создавая ни рекламы, ни антирекламы.

Чип-тюнинг


Во-первых, практически любая доработка такого сложного агрегата, как двигатель, автоматически означает снятие автомобиля с гарантийного обслуживания, если таковое имеется. Если это обстоятельство не пугает либо гарантия уже закончилась или ее вообще не было, то в дальнейшем примем за аксиому тот факт, что подавляющее большинство улучшений двигателя совершается с целью получения дополнительной мощности и крутящего момента. Возникает резонный вопрос: почему сам производитель не сообщил ЭБУ такие настройки, при которых легчайшее касание педали акселератора будет вызывать дым из-под колес и оставлять клочья резины на асфальте?

Действительно, такой вариант в промышленных условиях легко осуществим. Но стоит вспомнить, что мощность двигателя непосредственно зависит от количества топливно-воздушной смеси, сгоревшей в цилиндрах, а так как при прочих равных условиях воздуха больше не стало, соответственно, увеличивается расход топлива. Производителю двигателя приходится пользоваться некоторыми усредненными величинами, введенными в память ЭБУ и обеспечивающими приемлемый баланс между динамикой автомобиля, его экономичностью и экологическими параметрами - мощный и экономичный автомобиль, но при этом оставляющий за собой в шлейфе дыма всю таблицу Менделеева, сегодня невозможно даже представить.

Чип-тюнинг
Рабочее место чип-тюнера-любителя


По сути, чип-тюнинг сводится к замене управляющей программы, но это не значит, что можно заставить крутиться коленвал в другую сторону, - как правило, лишь значения коэффициентов (карты загижания, топливоподачи и т. д.), принятые производителем, заменяются на скорректированные. Также одна из задач чип-тюнинга - сдвиг или уничтожение так называемой отсечки, некоего предела оборотов, предусмотренного изготовителем двигателя. Функция отсечки совершенно ясна: не допустить выход на очень высокие обороты, при которых значительно сокращается ресурс мотора, - ухудшаются продувка и наполнение цилиндров смесью, возрастает износ движущихся частей. Чип-тюнинг позволяет переопределить величину этой отсечки (например, с 7000 до 8000 об/мин) или же вовсе ее убрать - при этом двигатель будет раскручиваться уже до своего физического предела.

Чип-тюнинг - явление двоякое, имеющее определенные достоинства и недостатки. Один из недостатков, о которых не очень любят вспоминать компании, касается ресурса модифицированного мотора: дело в том, что изменение коэффициентов ЭБУ направлено на увеличение КПД сгорания смеси, поэтому чипованный мотор автоматически нуждается в более качественном топливе, и если продолжать лить, скажем, сомнительный и дешевый 92-й бензин, двигатель пробегает гораздо меньше срока, заявленного производителем. Особенно тонко необходимо прочувствовать этот момент счастливым владельцам и без того мощных турбированных бензиновых и турбодизельных двигателей, хотя это и не означает, что атмосферные моторы можно продолжать поить чем попало. Чипованный мотор требует более тщательного и более качественного обслуживания. Если при прибавке мощности упустить появление течи масла из копеечного сальника, вполне реально в скором времени наблюдать "кулак дружбы" или подобное неприятное явление, означающее безоговорочную смерть мотора.

Чип-тюнинг


И потом, в условиях городской езды не так важна мощность, как крутящий момент. Если провести аналогию между автомобилем и собакой, то крутящий момент влияет на то, с какой скоростью она рванет с места (именно поэтому иногда "моментные" дизели стартуют гораздо резвее вдвое более мощных бензиновых авто), а мощность - насколько быстро собака перебирает лапами, когда уже "вышла на режим", то есть практически при шоссейной езде. А если говорить об улучшениях после успешного чип-тюнинга, то, как правило, добавляется 5-25% мощности и 10-50% крутящего момента. Это весьма ощутимо, однако частенько забывают указать, что и момент, и максимальная мощность будут достигаться только в своем определенном диапазоне оборотов - например, пик мощности придется на 6000-6300 оборотов, до которых при городской езде вряд ли кто-то раскручивается постоянно.

Приведенные выше цифры значений прибавки мощности и крутящего момента весьма разнятся - и это неспроста. Наибольший эффект чип-тюнинг приносит турбированным двигателям, гораздо меньший - атмосферным. В последнем случае, как правило, корректируют управление зажиганием и впрыском с целью обеспечить как можно более поздний момент зажигания смеси, в случае же с турбированными моторами появляется возможность манипулировать давлением наддува, что в некоторых случаях дает потрясающие результаты: популярнейший турбированный мотор объемом 1,8 л, устанавливаемый концерном Volkswagen Audi Group на многие модели Skoda, Volkswagen и Audi, со штатных 150 л. с. превращается в агрегат мощностью 190-200 л. с. практически без ущерба ресурсу - последнее утверждение оставим на совести компаний, занимающихся чип-тюнингом.

Чип-тюнинг


Набор "сделай сам" для турбодизеля
Имеются даже своеобразные наборы "сделай сам" - специальное ПО для обычного компьютера и адаптер, позволяющий считать и записать программу в ЭБУ. ПО позволяет вручную откорректировать коэффициенты, чтобы потом пенять только на себя, - разумеется, никто и никогда не даст в этом случае никаких гарантий, что машина хотя бы заведется.

Весьма интересна ситуация с расходом топлива - множество автолюбителей отмечали, что вначале расход резко подскакивает, но затем зачастую возвращается к прежнему или даже меньшему значению. Это сугубо психологический эффект: получив в распоряжение мало-мальски заряженное авто, счастливый владелец на первых порах ездит в режиме "тапку в пол". Затем, пообвыкнув, успокаивается и ездит, как прежде, причем чипованный двигатель иногда даже оказывается экономичнее нечипованного вследствие выросшего КПД сгорания смеси.

Цены на процедуру чип-тюнинга, как и затрачиваемое время, довольно сильно разнятся в зависимости от модели авто. Если владелец готов расстаться с 200-600 долларами и прожить в пешеходном мире от двух часов до двух дней - дело за малым. Но напоследок еще раз напомним все за и против: возросшая мощность и момент двигателя могут обернуться существенным сокращением ресурса двигателя, снятием с гарантии, а также вероятной несовместимостью "нового" двигателя со "старым" всем остальным - вплоть до ежемесячно истираемого до заклепок сцепления или изнасилованной коробки передач.

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:

Защитный код

« Пред.   След. »
Страница сгенерирована за 0.050028 секунд