Одна из русских пословиц гласит: "Готовь сани летом". А если учесть, что лето уже закончилось и зима не за горами, становится очевидным, что перед автолюбителями снова встает вопрос выбора зимней резины. А это непросто, поскольку многообразие производителей и разброс цен на зимние шины могут поставить в тупик даже самого подкованного покупателя. Где, как и во что "обуть" свою красавицу к зиме, чтобы обеспечить себе комфортное и безопасное передвижение, и при этом уложиться в бюджет? Давайте попробуем разобраться.
Нужно ли вообще менять резину? Многие водители стараются обойтись без расходов на зимние шины, приобретая так называемую "всесезонку". Решать, конечно же, вам. Однако всесезонная резина сочетает в себе свойства зимней и летней, не имея преимуществ ни той, ни другой. К тому же "всесезонка" большинства зарубежных производителей не рассчитана на специфику российских дорог, что также говорит в пользу приобретения специальной зимней резины. Вдобавок с некоторых пор у нас введен отдельный налог не только на шипованную резину, но и на отсутствие специальных шин в зимний период. Так что, скорее всего, потратить деньги все равно придется, и лучше извлечь из этого пользу для себя.
Некоторые водители из экономии или по банальному незнанию покупают "зимнюю обувь" только на ведущие колеса. Учтите, что условия страхования гражданской ответственности предусматривают, что с подобным "набором" виновным в ДТП с большей вероятностью окажетесь именно вы. К тому же разные характеристики шин, установленных на один автомобиль, действительно ведут к снижению безопасности.
Статистика показывает, что зимой шины приходят в негодность в 2,5 раза чаще, чем летом. Поэтому, если вам не нужны лишние стрессы и внештатные ситуации, лучше всего будет приобрести еще и запаску. Как показывает опыт, в России большинство водителей задумываются о том, что надо бы поменять шины, только после первого снега. В начале ноября в автосервисах царит небывалый ажиотаж и выстраиваются огромные очереди. Поэтому, решив поменять шины, сделайте это заранее, возможно, в середине или конце октября.
Где лучше поменять шины? В обычном автосервисе смена резины с балансировкой и установкой обойдется вам в 600-700 рублей (за отечественный автомобиль) или в 800-1500 рублей (за иномарку). В шиномонтажах, не прикрепленных к автосалону или сервису, подобная услуга окажется на 100-200 рублей дешевле. В специализированных сервисах, обслуживающих преимущественно иномарки, с вас возьмут от 1000 рублей и выше. Поэтому выбирать следует, ориентируясь прежде всего на марку вашей машины и количество денег, которое вы собираетесь потратить на "переобувание".
Стоит ли покупать шипованную резину? Тут все зависит от качества дорог, по которым вы чаще всего ездите. Если вашему железному коню часто приходится преодолевать снежные заносы и гололед, вам однозначно стоит остановить свой выбор на "шипах". Конечно, это обойдется дороже, и на обычном асфальте "шипованные" колеса производят значительно больше шума, зато, проехав по обледенелой или заснеженной дороге, вы поймете, что сделали правильный выбор. Впрочем, в некоторых крупных городах власти уже который год обещают ввести запрет на "шипы", и есть основания подозревать, что в этом сезоне эту угрозу кое-где все же выполнят. Поэтому, если вы живете в крупном городе и собираетесь приобрести "шипы", ознакомьтесь прежде с текущими изменениями в законодательстве, иначе рискуете потратить деньги и на новые шины, и на штраф.
Как говорят специалисты, шипы у правильно сделанных покрышек должны быть расположены без пропусков и иметь одинаковую высоту (не более 1 мм). Если шипы вообще не выступают (полностью находятся в протекторе), то такая шина, скорее всего, бракованная. Также свежеприобретенные "шипы" необходимо обкатать: первые 500 километров лучше всего будет проехать плавно и осторожно, не перегружая машину и избегая буксовок и резких торможений. Особенно осторожным следует быть на сухом асфальте.
В выборе рисунка протектора также лучше всего руководствоваться теми условиями, в которых вы будете чаще передвигаться зимой. Для зимних шин существует два основных вида резьбы: европейский и скандинавский. Для европейского характерно большое количество мелких змеевидных прорезей - ламелей и наличие мощных грунтозацепов, слегка напоминающее в целом летнюю дождевую резину. Такие покрышки подойдут для тех, кто чаще ездит по городу, то есть по сухому или мокрому асфальту или податливой снежной каше. Скандинавский рисунок отличается большим количеством ярко выраженных прямоугольных или ромбовидных шашек. На проселочных дорогах или дорогах, покрытых глубокими заносами, эти шины незаменимы, но в городских условиях их владельцу будут доставлять неудобства из-за сравнительно большой жесткости и более высокого уровня шума.
Если у вас сейчас стоят литые диски, то вдобавок к новой зимней резине будет полезно приобрести штампованные. Качество российских дорог уже давно вошло в поговорку, и неровности на них встречаются куда чаще, чем хотелось бы; а зимой предательский снег часто создает видимость совершенно ровной поверхности. При попадании в незаметную под снегом яму литой диск часто не выдерживает нагрузки, что ведет к приходу в негодность не только диска, но и покрышки, а иногда даже и к необходимости в ремонте подвески. А штампованный диск с большей вероятностью выдержит незапланированную нагрузку и, даже смявшись, уменьшит силу удара. К тому же смятую "штамповку" часто можно выпрямить, да и стоят такие диски в 3-5 раз меньше, чем литые, поэтому возможная замена не так ударит по вашему бюджету.
Когда вы выбираете размер, стоит учитывать возможность установки шины на один размер выше штатного (например, 185/70 или 195/65 вместо штатного 195/60). Зимой предпочтительны более высокие колеса, к тому же есть еще фактор распространенности размера, который может изрядно испортить настроение, если вдруг потребуется замена одной покрышки. Поэтому, прежде чем окончательно выбрать размер, стоит посмотреть в разных магазинах, насколько велик ассортимент моделей этой размерности и, уже исходя из этого, выбрать оптимальное для вас соотношение распространенности и размера.
Посадочный диаметр тоже имеет значение. Чем он выше, чем больше стоят покрышки. Но меньший посадочный диаметр придется компенсировать более высоким профилем, что, в принципе, неплохо, если вам часто приходится ездить по рыхлому снегу. Высокий профиль плох только в том случае, если ваш стиль вождения предполагает максимальную управляемость, поскольку при постановке такого профиля управляемость немного снижается. Для каждого конкретного автомобиля существует некое минимальное значение посадочного диаметра, встречается даже нестандарт, когда, например, штатные диски - R15, а реально установить можно только R16. Поэтому перед выбором диаметра шин и дисков обязательно выясните минимальное значение диаметра и проверьте свою модель на нестандарт.
Многие фирмы-производители предлагают одну и ту же модель с разными индексами скорости. При прочих равных модель с более высоким индексом скорости обойдется дороже. Чаще всего встречается индекс скорости N - 140 км/ч. Зимой очень немногие отваживаются ездить быстрее, к тому же небольшое и кратковременное превышение индекса скорости почти не повлияет на покрышки. Итак, оцените максимальную скорость, с которой вы будете передвигаться зимой, и с учетом этого сделайте выбор, а если затрудняетесь с выбором, смело берите N.
Отечественные покрышки производства Московского, Камского и Ярославского шинных заводов ("Медведь", Taganka Snow Queen, "Кама-218" и т. д.) для наиболее популярных размеров R13-R15 будут стоить от одной до двух тысяч рублей за штуку. Покрышки марок Toyo Observe, Firestone, Kumho, Kleber обойдутся от 1,5 тысячи рублей и выше, а при покупке Nokian Hakkapelita, Gislaved, Michelin, Pirelli, Goodyear и Bridgestone придется доплатить за бренд: их стоимость составляет от 2 до 4 тысяч рублей за штуку.
Помните, что, сэкономив на качестве, вы рискуете разориться на последующем ремонте и замене шин; к сожалению, по мнению экспертов, шины российского производства пока не дотягивают до международного уровня ни по уровню шума, ни по показателям при торможении и езде по слежавшемуся снегу и обледенелому асфальту. Поэтому, если есть возможность, покупайте импортные "бюджетные" марки, из которых, по мнению автолюбителей, лучше всего зарекомендовали себя Toyo Observe (надежно по всем параметрам) и Kumho (лучший вариант для города по соотношению цены и качества). Такие марки, как Bridgestone и Michelin, говорят сами за себя, а вот Nokian Hakkapelita, хотя и обладают идеальными характеристиками, признаны слишком дорогими для своего класса (средняя цена по Москве - 4000 рублей). Pirelli и Gislaved не очень хорошо зарекомендовали себя на российских дорогах, зато имеют очень низкий уровень шумности.
Удачного вам выбора!
Ссылки по теме
|