О чем надо помнить в первую очередь, садясь зимой за руль
Наступило самое суровое и непредсказуемое время года — зима. Она действительно непредсказуема, потому что в последние десятилетия погода в нашей полосе умеренного климата стала вести себя не так, как ей положено доброй русской зимой. Наступило самое суровое и непредсказуемое время года — зима. Она действительно непредсказуема, потому что в последние десятилетия погода в нашей полосе умеренного климата стала вести себя не так, как ей положено доброй русской зимой.
Чередование морозов и оттепелей, дождя и снега, смещение средней зимней температуры в “плюсовую” сторону — все это делает эксплуатацию транспорта в зимних условиях крайне непростой, заставляя водителей менять манеру управления автомобилем по нескольку раз за сезон, а то и за день.
Самое большое количество ДТП происходит в момент перехода осени в зиму, после наступления первых заморозков, когда за одну ночь мокрая дорога может превратиться в скользкий ледяной каток, а водители еще не готовы поменять свою летнюю манеру вождения на зимнюю. Но на этом проблемы не заканчиваются, погода в течение зимы не раз еще будет менять мокрый или сухой асфальт на снег или лед. Поэтому советуем начинающим водителям: начав ездить “по-зимнему”, не перестраивайте манеру вождения до конца зимнего периода, то есть практически до конца апреля. Как надо ездить зимой, мы писали неоднократно, но вкратце напомним.
На скользкой дороге никогда не надо спешить и делать резкие маневры, то есть нельзя резко прибавлять газ и тормозить, выворачивать руль на большой скорости, необоснованно выжимать сцепление и тем более одновременно тормозить. Другими словами, двигаться надо так, как если бы на капоте вашего автомобиля стоял стакан с водой, который вы должны довезти до места назначения, стараясь не расплескать. Особенно надо следовать этому правилу, если приходится ездить на нешипованных шинах, тем более на всесезонных или летних. Следующий совет: заранее позаботьтесь о том, чтобы ваш автомобиль был “обут” в соответствующую сезону резину, лучше шипованную. При этом надо помнить, что шипы на голом асфальте ведут себя несколько хуже нешипованной зимней резины в силу более слабого контакта с дорожным покрытием.
Чтобы движение было плавным и размеренным, без резких рывков и торможений, водитель должен выработать у себя умение правильно прогнозировать дорожную ситуацию и принимать соответствующие меры заранее, не допуская критического положения. В свою очередь, для этого надо постоянно “видеть” себя на дороге в окружении других транспортных средств (в том числе и по зеркалам заднего вида), постоянно оценивать свою скорость и скорость соседей, предугадывать свои и чужие маневры в соответствии с получаемой вами информацией и связывать все это с дорожной обстановкой (покрытие, светофоры, повороты, подъемы, спуски и так далее). Светофоры, перекрестки и повороты надо держать в зоне внимания, как только они появятся в поле зрения. Помните, что на спусках, особенно крутых, выполнять любые маневры гораздо опаснее, так как в процесс активно вмешивается вес автомобиля, снижающий эффективность торможения, маневренность и управляемость. Правильный выбор скорости движения — главная составляющая безопасности в этих условиях.
Однако предугадать всё невозможно. Рано или поздно, но каждый водитель попадает в критическую ситуацию, когда счет идет на секунды. Самое главное здесь — иметь до автоматизма отработанные навыки экстренного торможения, выхода из заноса и для начинающих водителей не лишним будет постоянно отрабатывать их на безопасной скользкой площадке, пока не появится уверенность в собственных силах.
И наконец, труднее всего для начинающих водителей, да и для остальных тоже, двигаться в темное время суток по скользкой дороге, когда видимость ограничена и вдобавок ослепляют фары встречных автомобилей. Советуем поначалу избегать поездок в это время суток. Но уж если придется выезжать на дорогу, то максимально сконцентрируйтесь перед поездкой, вспомните все правила и приемы и тщательно проверьте и подготовьте автомобиль.
Вообще говоря, перед зимней эксплуатацией надо с особым вниманием отнестись к техническому состоянию своего автомобиля: следует регулярно проверять его, заправлять системы всеми необходимыми расходными материалами, отрегулировать все световые приборы и системы отопления салона, проверить тормоза, запастись химпрепаратами, облегчающими эксплуатацию автомобиля (размораживатели, антизапотеватели и антиобледенители, незамерзающие жидкости для омывателя лобового стекла и так далее). Надо помнить, что зимой видимость ночью гораздо лучше, когда дорога покрыта снегом, и значительно хуже на мокром и темном асфальте в оттепель. Обратите особое внимание на обзор с водительского места, никогда не начинайте движение с запотевшими или обледеневшими стеклами и зеркалами. Лучше подождать 5—10 минут, а во время движения регулярно останавливаться и очищать стекла от грязи. А чтобы избежать сильного обледенения во время ночной стоянки, вечером надо проветрить салон и довести температуру в нем до температуры окружающей среды (выключите печку за пять минут до стоянки, откройте боковое стекло, а после остановки подержите открытыми двери). Кстати, совсем не обязательно в теплом салоне сидеть в неуклюжей толстой шубе, сковывающей движения. Если есть возможность, надо снять верхнюю одежду, предварительно прогрев салон. Всегда имейте в салоне солнцезащитные очки — зимой в ясную солнечную погоду при слепящем снеге они очень даже могут пригодиться. Уберите из салона, особенно с передней панели, все лишние предметы, способные отвлечь ваше внимание во время движения. Приятной и безопасной дороги!
|