1. В чем отличие серийного отопителя на автомобилях модельного ряда ВАЗ-2108 от нового, который в настоящее время устанавливается на конвейере?
На главном конвейере и в ОПП до декабря 1998 года устанавливались два типа отопителей. Это проверенный временем 2108-8101012 и модернизированный 2108-8101012-10, называемый в автомобильных кругах "четырнадцатый". Оба отопителя удовлетворяют требованиям технических условий. Но на новом положительно отмечается улучшение распределения температуры воздуха, выходящего из отопителя: при промежуточном положении рычага управления краном и заслонкой отопителя температура воздуха, подаваемого на стекло, ниже температуры воздуха, выходящего в зоны ног. А субъективно это очень приятно, улучшается восприятие температуры воздуха: лица людей обдувает прохладный воздух, тогда как в ногах тепло. К тому же в новом отопителе радиатор расположен практически горизонтально (угол в 20 градусов), что способствует лучшей заполняемости его при заправке системы охлаждения двигателя антифризом. По этой же причине исключается образование воздушных пробок в радиаторе отопителя после ночных стоянок при низком уровне антифриза в расширительном бачке.
2. При сильных морозах наблюдается "язык" обмерзания ветрового стекла на автомобилях ВАЗ-2108 с "низкой" панелью приборов.
Подобный дефект имеет место на "низкой" панели приборов 2108 при
температуре окружающего воздуха ниже -25╟С. На панелях 21083 "высокая",
и 2114 такого не наблюдается.
3. Как субъективно определить эффективность работы отопителя?
В морозный день установите регулировки отопителя на максимальную
производительность: кран открыт, весь воздух подается в ноги, скорость
вентилятора "max". При движении автомобиля в салон должен поступать
горячий воздух без ощутимой разницы между верхом и низом, справа и
слева. При желании, вооружившись термометром, можно измерить
температуру воздуха. Так, при окружающей - 23╟С температура воздуха на
выходе из дефлектора обдува ног составляет 52...53╟С на ВАЗ-2110,
40...43╟С на ВАЗ-21083...2115 при движении со скоростью 50 км/ч на IV
передаче. Это контрольный режим движения для проверки отопления салона,
т.к. через радиатор отопителя при этом проходит минимальное количество
жидкости, а следовательно, и меньшее количество тепла снимается с его
поверхности и подается в салон. При увеличении скорости движения
количество тепла возрастает (больше обороты двигателя и большой расход
охлаждающей жидкости, но колебания средней температуры в салоне не
должны превышать 4╟С).
4. Почему эффективность одних и тех же отопителей на новых автомобилях "ВАЗ" выпуска 1998 года различна?
Кроме вышеназванных дефектов, речь, по всей видимости, идет о наличии
или отсутствии турбулизаторов (завихрителей жидкости) в радиаторе
отопителя, установка которых в трубки радиаторов является обязательной.
Отсутствие турбулизаторов в радиаторе снижает эффективность отопителя
на 27% на холостом ходу, на 17% - при движении со скоростью 50...60
км/ч, на 5% - при оборотах двигателя 5000 об/мин.
Геннадий Кривуцкий,
ведущий инженер-испытатель Генерального департамента развития АО "АвтоВАЗ"
|