Праворульные машины - это не только 90% автопарка Дальнего Востока и 50% - Сибири. Это своя философия и глухая оппозиция московским властям, мечтающим правый руль запретить. Перегонщики праворульных машин - это современные ковбои, осваивающие Дикий Восток и связывающие две половины огромной страны, невзирая на отсутствие дорог. Нравы их грубоваты, мораль проста, а под сидением на всякий случай - какое-нибудь полулегальное оружие«Воскресный день, мой дом сегодня пуст. В кармане баксов хруст. И мелочь.Бреду вперед: Зеленый угол ждет. Там втарить тачку мне хотелось.Но для меня их цены велики. И не решить мои вопросы.
Достав “Дальпресс” и звякнув в пару мест, я приобрел себе колеса.
Теперь как парень я. И новая метла под жопой.
Как парень я для всех. И прет меня успех - “Тойотой”…»
«Так поет популярный владивостокский певец Иван Панфилов.
«Дальпресс», с помощью которой Ивану удалось «решить вопросы», — одна
из многочисленных местных газет, печатающих объявления о продаже машин
из Японии и Кореи. А Зеленый угол — знаменитый автомобильный рынок.
Сюда привозят машины с востока, и отсюда они начинают свой
многотысячекилометровый путь на запад — в Сибирь и Центральную Россию,
чтобы воплотить мечты наших сограждан о надежном и недорогом
автомобиле. «Обыкновенная мечта — иметь большой автомобиль. Объемом
литра так на три», — поет Панфилов.
Во Владивостоке ни на минуту не удается забыть о том, как далеко ты
находишься от центра России. Продавщицы в магазинах жалуются на
недостаток мелочи («Мало завозят!»), гаишники - на дефицит бланков для
регистрации машин и оформления штрафов: их печатают на Гознаке в Перми,
а Пермь очень далеко. Что близко - становится понятно из просмотра
теленовостей, в которых показывают прогноз погоды в Китае, Корее и
Японии. Город забит праворульными автомобилями. Машины во Владивостоке
есть даже у студентов, потому что это дешево - за пару тысяч долларов
можно купить старую, но хорошо сохранившуюся тачку. Марку автомобиля
принято указывать в объявлениях о знакомствах в местных газетах и на
сайтах. Правда, в последние пару лет в городе стали появляться
автосалоны европейских марок. Среди местных иметь «леворульку»
считается круто, ибо дорого и дефицит.
Всего во Владивостоке около 400 тыс. машин на 700 тыс. жителей -
столько же, сколько в Новосибирске, где населения в два раза больше.
Автомобилей так много, что властям пришлось, как в Москве и Питере,
вводить для Приморского края трехзначный код региона - 125 наряду с
двузначным - 25.
Я сижу в местном представительстве западной косметической компании.
Торговля кипит: в прихожей толкутся женщины, покупают товар,
отчитываются о продажах. Директор представительства Владимир Литвинов -
полнеющий мужчина лет 45 в очках. Бывшего моряка выдают, как и
полагается, татуировки - якорек и слово seaman. А вообще-то Литвинов -
лидер Приморского отделения движения «Свобода выбора», появившегося два
года назад, когда в Москве начались разговоры о запрете праворульных
машин.
- Правый руль - это наше все, - смеется Литвинов. - В 90−е, когда все
накрылось, только благодаря ему и выжили. Конечно, если город будет
развиваться - если заработают заводы, запустят игровую зону, - то
правый руль будет на фиг не нужен. А пока только один корабль
достроили. Верфи стоят.
Сам Литвинов сошел на берег с рыболовецкого судна в середине 90−х. Продажа косметики - та работа, которую ему удалось найти.
- Занимаются этим металлоломом от безысходности. Правый руль помогает
здесь жить, потому что других доходов нет. Это наш малый и средний
бизнес. Ведь это не только купля-продажа машин, это еще и
комплектующие, автосервис, - объясняет он. - Ну и официальные органы,
конечно, кормятся. Например, по закону за ввоз джипа надо платить $25
тысяч, а платят по $100 - оформляют машины как веники. Если правый руль
все-таки запретят, все Приморье на дыбы поднимется. Сейчас президент -
человек вроде вменяемый. Но кто будет вместо него и что у него на уме?
Как рассказывает Литвинов, начиная с Западной Сибири и Урала возникают
проблемы с постановкой японских машин на учет: «В тех местах праворулек
50 на 50 с леворульными».
Перед началом грунтовки длиной в 1500 км уязвимые места машин тщательно заклеиваются
Гипотетический запрет праворульных машин - одна из немногих тем, по
которым у дальневосточных автолюбителей и гаишников возникает консенсус.
- Японские машины более надежные: ее если купил, то на всю жизнь, -
откровенничает со мной руководитель пресс-службы ГИБДД УВД Приморского
края Александр Аржанников. - Потому у самих приморских милиционеров
тоже японские машины.
Про молодого бизнесмена Дмитрия Пенязя можно сказать, что он ролевая
модель для любого приморского пацана. Пенязь - хозяин и руководитель
одной из крупных приморских фирм, занимающихся покупкой автомобилей в
Японии, их поставкой в Приморье и растаможкой. Чтобы защищать свои
интересы, ему тоже приходится заниматься политикой: он председатель
Общества защиты автомобилистов Приморья и Общества защиты автопродавцов
Приморского края, а еще баллотировался в заксобрание, правда неудачно.
Пенязь - человек занятой, общаться с ним пришлось прямо в салоне его
черного Land Cruiser.
Его компания занимается исключительно ввозом машин. В интернете
существуют специальные сайты-аукционы, на которые выставляются
автомобили, но покупать на них могут только японские компании. Поэтому
всем фирмам из других стран - в том числе из России - приходится
выбирать себе японских партнеров. Потенциальные покупатели, желающие
приобрести машину (для перепродажи или для себя лично), приходят в
фирму Пенязя и делают свои ставки. В аукционах участвуют и компании из
других стран, где тоже любят японский автомобильный секонд-хенд, - в
ос¬новном из Азии. Как и на любом аукционе, машина достанется тому, кто
больше предложит. Правда, выставляется обычно так много машин, что
конкуренция небольшая и цена мало увеличивается по сравнению с
начальной.
«Если выигрывает наш клиент, он вносит предоплату - 10%. Потом мы
ввозим машину, растаможиваем, платим пошлины и передаем ему. За услуги
берем от $300», - делится секретами профессии Пенязь. Так машина
появляется на приморских рынках.
Во Владивостоке лицензии таможенных брокеров имеют пять фирм. Компания
Пенязя - одна из них. Всего в месяц, по подсчетам Пенязя, через
Владивосток ввозится в Россию около 30 тыс. японских машин. Еще 15 тыс.
поступают через другие дальневосточные города - Советскую Гавань,
Находку…
В 90−х годах, вспоминает Пенязь, было дело - рынки делили со стрельбой, трупами и «масками-шоу». Сейчас все устаканилось.
- Бывают, конечно, фирмы-однодневки. Наберут предоплат у клиентов и
исчезают, - жалуется Пенязь. - Солидные люди так не поступают.
Со всей Сибири во Владивосток едут перегонщики.
Игорь Куликов по прозвищу Командор в этом бизнесе уже 17 лет. В 1990
году знакомый предложил ему съездить во Владивосток за машиной. Игорю
понравилось, в следующем году он взял с собой жену. Так и катаются до
сих пор. Валя Куликова — настоящая русская бой-баба, не боящаяся ни
плацкартных вагонов, ни многодневных ночлегов в машине и отсутствия
душа.
В 80−х Игорь работал на стройке трактористом, а Валя на заводе. Получив
от родного строительного управления квартиру, Куликов уволился на
следующий же день и подался на вольные хлеба - в торговлю. Однажды их
даже судили: Валя выносила с завода транзисторы, а муж продавал их на
черном рынке, пока не попался ОБХСС. Бонни и Клайд новосибирского
разлива получили по полтора года условно. Но интерес к розничной
торговле отбили не неприятности с законом, а появившийся рэкет со
стороны бандитов и чиновников.
Перегонщики-профи хорошо оснащены - рации, оружие, антирадар
- Я привык к свободе, - объясняет Командор. - Здесь я сам себе
режиссер: деньги есть - могу по полгода на восток не ездить,
закончились - сажусь в поезд и еду за машиной. Те, кто ставил себе
задачу на перегоне заработать, уже давно свои фирмы открыли. Некоторые
наши товарищи, которых мы же учили перегону, сидят в Новосибирске в
офисе и только по компьютеру заказывают машины. У меня такой цели не
было. Пробовали работать на постоянной работе, но тогда непонятно, для
чего вообще живешь.
А вот их 30−летний сын Слава от романтики большой дороги далек - он
компьютерщик. Один раз, рассказывает Игорь, взяли его с собой в
перегон, но, отъехав недалеко от Владивостока, Куликов-младший улетел в
кювет и к перегону сразу как-то остыл.
Во вторник мы с Командором идем выбирать машины.
На карте Владивостока знаменитый Зеленый угол обозначен красивым
зеленым пятном, - это парк на окраине города. Но на самом деле Зеленый
угол давно превращен в огромную заасфальтированную стоянку. Рынок
разбит на аккуратные площадки. Некоторые из них специализируются на
джипах, автобусах, грузовиках и даже комбайнах и подъемных кранах.
Каждая площадка принадлежит отдельному юрлицу с каким-нибудь
романтичным названием, например «Березка» или «Редут». В учредителях -
физические лица, многие из которых еще недавно были криминальными
бизнесменами, а то и просто рэкетирами.
На рынке работает нотариус, за 10 минут переоформляющий машину со
старого владельца на нового. Водители сидят в тени машин и на
покупателей внимания почти не обращают - сами подойдут.
Выставленные на продажу машины здесь мыть не принято: покупателей столько, что купят все что угодно.
- Видишь, чистая, - показывает Командор на блестящую Mazda Capella. -
Тут либо продавец аккуратный, либо, скорее всего, с машиной что-то не
так. Например, выхлопную трубу отмыл от остатков масла, значит,
двигатель масло жрет.
Опытного человека внешним видом машины не обманешь. Он судит по
каким-то одному ему известным секретным признакам. Лобовые стекла
покрыты загадочным для непосвященных шифром вроде «4WD, тонировка,
турботаймер, С/С, снят с учета, идеал» или «литье WORK на 18, прямоток,
датчик давления турбины, спорт стойки тейн, спойлер, MP3−магнитола,
сигналка с автозапуском». Пометка «не конструктор» означает, что машина
не была собрана во Владивостоке из ввезенных по отдельности запчастей.
Командор не спеша осматривает машины, что-то строчит в блокнотик.
Планы у Куликовых такие: одну машину они покупают «под заказ». В
Новосибирске у них за долгие годы уже сложился круг клиентов. Вот и
девушка Аня, пятикурсница престижного новосибирского вуза, долго копила
на свой первый автомобиль и теперь заказала Куликовым машину. Валя
Куликова даже сводила ее на новосибирский авторынок, чтобы та показала
пару машин, которые ей нравятся. Через несколько дней поиска и
консультаций с Аней по телефону выбор остановился на Honda Logo. На
рынке во Владивостоке такая машина стоит $6 тыс., а заказчице она
обойдется в $8 тыс. Это немного дешевле, чем на новосибирских рынках,
но дело даже не в этом: Куликовы гарантируют бережную доставку, и,
главное, за 6 тыс. километров пути до Новосибирска перевозчики узнают
ее слабые места и честно доложат о них заказчице. Если машина окажется
совсем плоха, ее попросту продадут, а Ане пригонят новую. С девушки
даже не взяли предоплату.
Еще две машины покупают на «свободную продажу». Это должны быть популярные модели по невысокой цене и в хорошем состоянии.
Продавцов Командор не очень любит, говорит: они никогда не отдыхают -
все гонятся за лишним рублем. О чем ни заговори, разговор на машины
свернет. Но вот перегонщики увидели знакомого парня Серегу в
расстегнутой на пузе рубахе.
«Планерки» на обочине — время передохнуть, потра¬вить байки и обсудить планы
- Старый спекулянт. Но веселый, - дает исчерпывающую характеристику Командор, и стороны расплываются во взаимных улыбках.
- О-ё-ёй, кого я вижу! - искренне радуется Серега. - Кажется, сейчас я что-то продам!
По местным меркам он настоящий магнат: продает сразу много машин. Тут же достает пачку фотографий с подробным описанием.
- Вот, только что привезли.
- Не буду я покупать твои картинки, - морщится Командор и объясняет
мне: - Надо видеть саму машину. Пощупать ее, понюхать. В трубу
заглянуть, под капот.
Покупатель и продавец переключаются на обсуждение еще одной любимой
мужской темы - оружия. Командор замечает торчащую из-под расстегнутой
Серегиной рубахи кобуру.
- Что это?
- «Страж», - Серега с видимым удовольствием достает травматический пистолет и вертит перед нашими носами.
- А у меня «Оса». Не нравится мне «Страж», он с предохранителем. Пока будешь доставать, жулики тебя уже разденут.
Хождение по рынкам отнимает у Куликовых три дня.
Наконец их выбор останавливается на Nissan Avenir 2003 года за 200 тыс.
рублей и Nissan Expert 1998−го за 154 тыс. В Новосибирске эти машины
будут стоить тысяч на 50 дороже: в эту сумму должны войти все расходы
Куликовых на билеты, бензин, еду — и «зарплата».
И вот наступает день «Х», когда перегонщики готовы покинуть
Владивосток. Чем дольше там сидишь, тем дороже машина обходится. Решаем
выезжать вечером в субботу. Точку сбора назначают неподалеку от
Зеленого угла, в кустах около стоянки. По словам Игоря, это безопасное
место, ведь перегонщики - желанная добыча для приморского
криминалитета. Подготовка серьезная. Во-первых, надо приклеить на
стекла транзитные номера и от руки заполнить доверенности на
автомобили. Как говорит Валя, «доверки» - пустая формальность и
гаишники прекрасно знают, что доверенности ненастоящие, но без них
перегонщиков штрафуют, а с ними - нет. Ритуал.
Во-вторых, нужно аккуратно упаковать багаж: газовую горелку, спальники,
посуду. Проверяют работу раций. На точку приезжает еще один участник
экспедиции - Саша по прозвищу Доктор, молодой сибиряк с заметным пивным
брюшком. Он погонит одну из машин, купленных Куликовыми, — Nissan
Expert. Саша работает в Хабаровске в провайдерской компании. Вообще-то
услуги профессиональных перегонщиков, нанимающихся в чужую бригаду,
обходятся примерно в 10 тыс. рублей за машину. Александр завербовался
бесплатно - из спортивного интереса. Куликовы даже не будут его по
дороге кормить - только купят обратный билет на поезд. Разумеется,
плацкартный.
Сейчас Доктор соскребает со стекол нанесенные канцелярским «штрихом»
характеристики - чтобы не привлекать по дороге ненужного внимания.
В районе Уссурийска орудуют банды
Выезжаем за полночь. Федеральная трасса идет через Уссурийск, но мы
едем восточнее - через Амурский заповедник. Так на 100 км длиннее, зато
безопаснее. В районе Уссурийска орудуют банды, специализирующиеся на
грабеже перегонщиков.
Машины выстраиваются в колонну. Первым, как самый опытный, едет
Командор. Его задача — объезжать ямы и прочие преграды и показывать
дорогу остальным, а также сообщать по рации о приближающихся встречных
машинах. Следом — Доктор, а замыкает колонну Валя, которая объявляет о
начинающемся обгоне.
В этих пустынных местах обитают только перегонщики и дальнобойщики
- Один обгон. Еще один, - отчитывается Валентина.
- Одна встречка, - добавляет Игорь.
С такой координацией колонна движется быстро. Еще один способ связи
между машинами - сигнальные огни. У перегонщиков целая система
сигналов: если глава колонны начинает мигать левым сигналом, значит, он
командует «берите влево, встречная свободна» и идет на обгон. Заметив
впереди «встречку», передний включит правый сигнал, что означает
«прижмитесь вправо». У много лет существующих бригад появляется
«съезженность» - что-то вроде сыгранности музыкантов в оркестре.
У перегонщиков свой фольклор, свои обычаи и присказки. Например, есть
такой персонаж - Бурка. Если кому-то на трассе захочется спать, про
него говорят, что к нему в машину сел Бурка. Сел и соблазняет: «Давай
поспим!» А еще есть свои поговорки и пожелания. Например, на трассе
перегонщики желают друг другу «Ни жезла, ни гвоздей!», то есть не
встретить гаишника и не проколоть шины.
Нелюбовь к гаишникам — это тоже общее место. Про них рассказывают
анекдоты и обвиняют во всевозможных грехах. «Чем дальше от Приморья,
тем менты сытее - уже не кидаются на перегонщиков в надежде немного
денег отжать», - делится многолетними наблюдениями Командор. На
подъездах к постам рации прячут - вообще-то у Куликовых есть на них
лицензии, но лишний раз с милицией связываться не хочется.
Скоро становится ясно, почему: на одном посту ГИБДД нас останавливают,
машину Доктора бегло досматривают, а из остальных делают понятых.
Протокол гласит, что ничего подозрительного не обнаружено, но на его
составление и наши подписи уходят лишние полчаса. Командор ругается:
«Занимаются неизвестно чем, только время отнимают и аварийные ситуации
создают».
9 дней перегона
Спать приходится в машинах. Все девять дней перегона мы с безбожно
храпящим Доктором делим Nissan Expert, а Куликовы — Nissan Avenir.
Пустую Logo ставим посередине.
Ночевать перегонщики стараются на площадках возле кафе или около постов
ГИБДД. Так безопаснее. Соседство порой оказывается самое неожиданное -
один раз нас разбудили вальщики леса.
- Бинтик есть? Поранился, - робко попросил один из них. - Вы, это, отъедьте, а то мы сейчас валить будем, это… лес.
Правда, близость места ночлега к милиционерам не всегда помогает.
Однажды Куликовы ночевали возле поста около паромной переправы через
Амур - моста тогда еще не было. Ночью в стекло машины кто-то постучал,
и Игорь увидел троих бандитов. В окне поста ГАИ света не было. Игорь
считает, что это гаишники и навели бандитов на перегонщиков: они все из
одной деревни и все друг друга знают.
Бандиты потребовали «за проезд» по тысяче рублей с машины. «С меня
тоже, что ли, возьмете?» - решила нажать на понятия Валя. Бандиты
оказались с юмором: «Ну, тогда с тебя денег не надо, а с остальных - по
полторы!» Пришлось платить. Только бандиты уехали, как свет на посту
ГАИ тут же зажегся. Игорь бросился туда, попробовал было заставить
милиционеров искать «жуликов» - бесполезно.
Криминальные 90−е закончились, но профессия перегонщика остается опасной для жизни
Если ночлег застанет где-то на трассе, то лучше отъехать от нее
километров на пять в лес - так меньше вероятность нарваться на
какие-нибудь неприятности. Лихие люди, «жулики», как называет их Игорь,
ездят ночью по трассе и выискивают одиноких перегонщиков. Один раз
товарищ Игоря наотрез отказался съезжать с трассы: мол, пронесет. И
ночью в окна к ним постучали. Пришлось платить. Взамен дают «маляву»,
что деньги взяты. По этой «маляве» можно проехать без проблем до
следующего населенного пункта.
Жертвами бандитов становятся, как правило, новички и те, кто гонит машину в одиночку.
«Много народу за эти годы пропало», - грустит Командор. Еще одна
хитрость - липовые красные «корки» с надписью «Генпрокуратура РФ».
Внутри, правда, написано, что Игорь - капитан ФСБ. Конечно, на
настоящий документ «корки» непохожи, но на начинающих братков действуют.
- Это либо молодежь, насмотревшаяся «Бригады», либо зэки. Работы нет, а
деньги нужны. Эта публика довольно пуг¬ливая - может, ты на нервах
стрелять начнешь.
Раньше Игорь возил с собой «Сайгу»: выглядит он как автомат. Правда,
нужно оформлять разрешение на каждый регион, который проезжаешь, -
будто бы ты поехал туда охотиться. Поэтому Игорь просто вешал карабин
на самое видное место - на переднее пассажирское сидение, например, - и
укрывал его какой-нибудь курткой. За долгие годы, говорит, ни разу не
нашли.
Напоминания о тех опасных временах попадаются до сих пор. На эстакаде
на выезде из Приморского края видим таб¬личку: «Здесь 6 сентября 1996
года был злодейски убит дорогой наш любимый сынок, муж, отец, водитель
“КамАЗа” Чайка Сергей Николаевич».
А три года назад под Хабаровском, наоборот, перегонщики застрелили нападавшего.
- И правильно сделали. Если ты достал оружие, стреляй, - итожит Игорь, - а то могут его отобрать и использовать против тебя.
Еще одно правило Командора - не сажать попутчиков, это может быть опасно:
«хичхайкеры» вполне могут оказаться бандитами, выслеживающими денежных
перегонщиков. Впрочем, для прикольно выглядящих автостопщиков Куликов
готов сделать исключение. Однажды посадил в машину попа - тот брел
вдоль трассы куда-то в сторону Красноярска. Оказалось, что он абсолютно
налегке ехал автостопом из ка¬ко¬го-то деревенского прихода в недрах
Красноярского края в Москву - отчитываться за растрату денег,
выделенных на ремонт деревенской церкви. А чуть позже Командор в
компанию попу подсадил парочку неформалов: 35−летнего панка - учителя
физики и соблазненную им 15−летнюю ученицу, ехавших на какой-то
хипповский фестиваль. Между попом и панком немедленно завязался спор на
тему, есть ли бог и можно ли жить «во грехе» с несовершеннолетними
девушками. Поп до того убедительно переспорил скептически настроенного
физика, что тот попросил немедленно обвенчать его с малолетней
хиппушкой. Командор свернул с трассы, и на берегу речки Кача
священнослужитель совершил свой обряд.
Прежде чем ставить машины на ночлег, надо выполнить еще один ритуал.
Валя выходит на улицу и курит, чтобы определить, куда дует ветер и
летит дым и встать так, чтобы не задохнуться выхлопными газами.
Обычно перегонщики рано просыпаются и едут, пока хватает сил. Потом поспят 4–5 часов, напьются кофе и гонят дальше.
- Бывает, галлюцинации начинаются: вокруг темно, ничего не видно, а мне
девятиэтажки мерещатся, как будто бы по городу едешь, - рассказывает
Игорь.
Аварии - привычный антураж для трассы Владивосток – Новосибирск
.
«Одно неверное движение - и ты труп, - мрачно шутит Командор. - Или в лучшем случае вся поездка насмарку».
Девять дней мы спим в машинах, умываемся из бутылок. Девять дней не
моемся (только один раз купаемся в речке Черная). Девять дней чистим
зубы и питаемся в придорожных кафешках. Куликовы отлично знают, где
готовят вкусно и быстро, а где и отравиться можно. Пообедать стоит
рублей 100–120, при этом кормят действительно неплохо, а порции
большие. До Биробиджана в меню заметен отчетливый приморский акцент -
кальмары, креветки, рыба, папоротник. В Еврейской автономной области
появляется «шницель по-биробид¬жански». Затем акцент становится
сибирским - кедровые орешки, клюква. Ближе к Бурятии в кафе появляются
позы - бурятские манты, а на Байкале - омуль разных видов.
Перегонщики, дальнобойщики и просто случайные туристы пишут на стенах
кафешек пожелания, ругательные стихи в адрес Путина и правительства,
которые никак не построят хорошую дорогу, приклеивают на стены банкноты
«на удачу».
До Биробиджана трасса относительно неплохая. Встречного движения
почти нет, лишь изредка попадаются дальнобойщики и иностранные
туристы-экстремалы на мотоцик¬лах и трейлерах.
Затем из тайги и типичных сибирских пейзажей вырастает совершенно
сюрреалистическое зрелище: огромная вывеска «Биробиджан», выведенная на
идише. Под стать ей и вывески в самом городе — заправка «Шолом»,
магазин «Кошерный», — а местные жители в шутку называют себя евреями.
За Биробиджаном наступает черед еще одной процедуры: мы съезжаем к
речке и в течение нескольких часов тщательно оклеиваем машины
картонками. Оклеиваются стекла по периметру - чтоб не бились.
Оклеиваются все края металлических частей. Нам предстоит ехать 2 тыс.
километров по щебенке. Некоторые перегонщики обматывают свои машины
чуть ли не целиком, оставляя только небольшое окошко для водителя.
В общей сложности из 6 тыс. км от Владивостока до Новосибирска асфальт
отсутствует на половине пути. Кое-где это просто щебенка, и тогда по
ней вполне можно ехать. Кое-где - щебенка, размытая дождями, и тогда
ехать приходится очень медленно. Во многих местах ведется строительство
асфальтовой дороги, при этом результатов строительства нигде не видно.
- Правильно, - смеется Игорь, - строительство закончится - деньги перестанут присылать. Поэтому каждый год они начинают сначала.
Чем лучше становится с годами дорога от Владивостока до Новосибирска,
тем хуже Командору: растет конкуренция. Раньше на перегоне можно было
заработать $2–3 тыс. с машины, теперь только одну. К счастью, железная
дорога с частным перегоном не конкурирует: ею пользуются либо оптовики,
либо те, кто везет машину для себя. Вот и тянется на запад нескончаемый
поток японских машин.
Эти 2000 км мы проехали за целых 5 дней
Зато в Амурской области, в районе реки Буреи, на повороте в сторону
Бурейской ГЭС, стоит огромная стела «Москва - Владивосток». Именно сюда
пару лет назад прилетал Владимир Путин «открывать трассу».
Действительно, хороший асфальт начинается за 2 км до стелы и
заканчивается через 10. А дальше снова начинается уже знакомая щебенка.
Пейзаж постепенно меняется с востока на запад. Попадаются симпатичные
места, а попадаются мрачные. Здесь, в Амурской области, цивилизация
вдруг кончается: сначала пропадает сотовая связь, глохнут все
российские радиостанции, зато в эфир прорываются китайцы, которые на
хорошем русском языке рассказывают об успехах КНР в строительстве
социализма.
Постепенно меняется и пейзаж. Сначала холмистый лес. После Завитинска
начинаются степи, пейзаж становится довольно однообразным. В Читинской
области проезжаем поселок Могочи, про который местные жители придумали
поговорку: «Бог создал Сочи, а черт — Могочи». В поселке Джирекен
Читинской области наконец начинается асфальт и ненадолго появляется
сотовая связь. Встречаем первого за полторы тысячи километров
милиционера.
Потом асфальт снова исчезает. Он вообще положен странными отрезками по
10–20 км. Почему асфальт лежит именно в этих местах, объяснить тоже
никто не может.
За 140 км до Читы, в районе поселка с романтическим названием
Талдын-Тогоча, асфальт появляется уже окончательно. Тут надо
остановиться, покурить, выпить растворимого кофейку, разведя его
кипятком из чайника, — это тоже обязательный ритуал. Некоторые даже в
шутку целуют асфальт.
После Улан-Удэ домики совсем бедные, развалившиеся. Местами горит
тайга, занавешивая небо густым черным дымом. На подъезде к Байкалу
погода резко портится. Зато красивый серпантин петляет между озером и
горами. Вдоль дороги местные бабушки продают омуля. После живописных
предгорий машин становится совсем много — цивилизация. Наконец перед
Канском, это уже Красноярский край, мы выезжаем на настоящий автобан.
На заправках появляется персонал, остановки транспорта оборудованы
туалетами.
И именно здесь мы попадаем в аварию.
В какой-то момент Доктор оказался впереди колонны. Мы поравнялись с
неаккуратно припаркованным огромным «КрАЗом», который загородил чуть не
половину левой полосы. В этот момент на встречной полосе нарисовалась
«тойота». Водитель, увидев грузовик, взял левее, надеясь, что Доктор
успеет свернуть в кювет. Но Доктор - видно, сказалась накопившаяся
усталость - не успел. Удар «тойоты» пришелся на пассажирское сидение
Nissan Expert - туда, где вполне мог оказаться я, но в тот момент
находился только мой спальник.
Доктор сломал себе руку, на «скорой» его увезли в Красноярск.
Пострадали и пассажиры «тойоты» - в ней ехала семья местных жителей:
семейная пара и двое мальчишек-под¬рост¬ков. Пацаны, к счастью, не
пострадали, а вот отец семейства расшиб себе лоб. Нам пришлось еще на
несколько дней задержаться на трассе. Куликовы вызвали из Новосибирска
знакомого автоэвакуатора.
Еще полтора дня - и мы в Новосибирске. Новосибирский рынок после
владивостокского производит впечатление современного супермаркета.
Автомобилям посвящена вся улица: кроме пары авторынков здесь еще и
фирменные автосалоны, отделения банков, где можно оформить автокредит,
отделения страховых контор, несколько неплохих кафе, есть даже
собственный центр информации, а еще авиакасса и банкоматы.
Здесь машины перед продажей, наоборот, тщательно отмывают от
накопившейся за перегон пыли. Даже обман здесь имеет цивилизованную
форму: есть специальная контора, которая «скручивает» счетчики -
уменьшает показатель пробега машины.
Раньше, говорит Игорь, скидывали до пробега в 40 тыс. Теперь, когда все покупатели эту фишку знают, до 70–80 тыс.
В практике Вали был такой случай: она продавала машину, к ней подошли
потенциальные покупатели, внимательно осмотрели автомобиль и
отправились дальше. А тут как раз пришел специалист по счетчикам и
скрутил показатели вдвое. И надо же было такому случиться, что клиенты
вернулись. К счастью, ребята оказались с юмором и попросили «для
правдоподобности» показатели немного накинуть - оказалось, что машину
они собирались перепродать.
На этом рынке, заняв сразу два-три места, Куликовы и продадут машины.
Битый Expert отреставрируют и тоже продадут. Покупатель даже не узнает
о приключениях своей машины на трассе и о том, что почти две недели в
ней кто-то жил.
Чистый доход семейной пары с одной машины за вычетом всех расходов
составляет около $1 тыс. Неплохая по сибирским мерка зарплата.
Через пару недель Куликовы с наличностью снова отправятся на трассу.
- К концу поездки сильно устаешь, но потом пару дней дома побудешь и опять на трассу хочется, - говорит Командор. - Затянуло.»
|
Комментарии
2012-07-2712:07:57 кРАСИВО НАПИСАНО,НО СМЕШНО КАКИЕ ТРУДНОСТИ ,ГОНЯЛ МАШИНЫ С 1994 - 2005 ГОД,ДАЖЕ ТОГДА ВО ВЛАДИКЕ ТАКОГО БЕСПРЕДЕЛА НЕ БЫЛО ,РЫНОК ЖЁСТКО КОНТРОЛИРОВАЛСЯ МЕСТНЫМИ ГРУПИРОВКАМИ ,ДЕНЕГ С ПОКУПАШЕК НЕ БРАЛИ,БТОЛЬКО С ПРОДАВЦОВ.ЗАЛЁТНЫХ БЫСТРО ВЫЧИСЛЯЛИ .хАБАРА - ТАКСА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МАШИНЫ НЕ БОЛЕЕ 50 - 100 БАКСОВ,еДИНСТВЕ ННОЕ МЕСТО чИТА,ДОХОДИЛО ДО БОЛЬШИХ ГОНОК С ПЕРЕСТРЕЛКАМИ,М НОГО ПАЦАНОВ ПОЛЕГЛО В ТЕХ СТЕПЯХ,А ОСОБЕННО НА ЗИМНИКЕ еРОФЕЙ - -нЕРЧЕНСК,НАМ ЗАРОБОТКИ ВЫХОДИЛИ НЕ ТОЛЬКО чИТИНСКИЕ НО И ВСЕ КОМУ НЕ ЛЕНЬ,С ЧЕМ ПОПАЛО,У МЕНЯ ПОТЕРЯЛСЯ ДРУГ,НАШЛИ ТОЛЬКО ОСТОВ МАШИНЫ И ТРУП ОБЬЕДЕНЫЙ ЗВЕРЬЁМ С ДЫРОЙ В ЧЕРЕПЕ ДО СИХ ПОР НЕ ИЗВЕСТНО КТО ЭТО СДЕЛАЛ,А СЕЙЧАС ха ха НАВИГАЦИЯ НЕ РАБОТАЕТ - ВОТ ПРОБЛЕМА,САДИТЕ СЬ И ЕЗЖАЙТЕ НЕ ЗАМАРАЧИВАЯСЬ,Н И КОМУ ВЫ ТАМ НЕ НУЖНЫ ,ПРОСТО КАТИТЕСЬ И ПОЛУЧАЙТЕ УДОВОЛЬСТВИЕ.зАБЫЛ СОВСЕМ гАИ ХОТЬ И БРАЛИ С НАС НО В ТЕ ВРЕМЕНА ДЛЯ НАС БЫЛИ ЛУТШЕМИ ДРУЗЬЯМИ,РЕБЯТА КОНКРЕТНО БЫЛИ НА ПОЛЕГОНЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.с УВАЖЕНИЕМ СИБИРЯК ВАСИЛЬИЧ. 1111
2012-07-1818:36:30 а как устроиться перегонщиком?
2012-06-2214:31:51 Легко пригоню .Москва
2012-05-3112:18:31 владик - москва 6 суток. мой рекорд. первые сутки 2200км. кто со мной отправка июль до самары
2012-02-0917:10:58 Я перегонял авто из Владика в СОЧИ в лихие 90-ые один! Расстояние в 11500 км я преодолел за 11 дней. Перегон осуществлял еще по реке Шилке, за время в пути ни одного бандита не встречал! Спал в машине.
2011-10-0516:00:53 надо ехать немедленно
2011-08-2316:38:22 Май 2011. Хабаровск- Москва. Время в пути 8 сут. Хонда Фит. Ехал один. Тупо по навигатору и указателям. Мне понравилось. Только немного скучно временами.
2010-06-1804:09:03 Авторынок Владивостока!!! Да они там охерели! Люди, с деньгами туда не ходите, а если пришли берите машину и уезжайте!!! грабят прям на рынке если не купишь авто!!! Три типа отбирают все!!!
2010-06-1421:09:25 Какой смысл за 30 тыс подвергать свою жизнь стольким опасностям непонятно . История попапахивает 90-ми годами К тому же существуют удобные автовозы, или контейнеры
2008-11-2010:45:06 Какова вероятность доехать из владика в питер?
одному, без всякой херни.