На двигателях этого семейства использована самая, пожалуй, удачная схема привода клапанов. Вся прелесть в том, что в ней… нечему ломаться (в отличие от популярных ныне гидрокомпенсаторов). Обслуживание же сводится к нечастой (раз в 30 тыс. км) проверке и регулировке тепловых зазоров. Последняя порой пугает неискушенного автолюбителя. На самом деле все не так сложно. Помимо штатного инструмента, нам потребуются пинцет, набор щупов, небольшой шприц, шило, приспособление для утапливания толкателя и фиксатор. Но сегодня все это можно приобрести в каждом приличном магазине. Работу выполняем на холодном двигателе.
| | Ключом «на 10» отворачиваем два болта, крепящие кронштейн троса привода дроссельной заслонки, и отводим его в сторону. | Ослабив хомуты, снимаем со штуцеров клапанной крышки... | | | ...два шланга вентиляции картера. | Третий шланг этой системы удобнее отсоединить от дроссельного патрубка. | | | Ключом «на 10» отворачиваем три винта, крепящие защитный кожух зубчатого ремня, и снимаем кожух. | | | Ключом «на 10» отворачиваем две колпачковые гайки и снимаем клапанную крышку. | Щупом проверяем зазоры между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами (0,2±0,05 для впускных клапанов и 0,35±0,05 для выпускных). |
Порядок проверки подробно описан в руководстве по эксплуатации, но мы предпочитаем действовать несколько иначе. Поскольку нужный кулачок хорошо виден, регулировку производим, когда его выступающая часть направлена вверх. Ориентируемся просто: впускные клапаны расположены напротив труб впускного коллектора, а выпускные – выпускного. Коленчатый вал проворачиваем ключом за болт крепления шкива или вывешенным колесом при включенной пятой передаче. Свечи выворачиваем. Это облегчает работу. Если зазор отличается от нормы, приступаем к регулировке. | | Шприцем отсасываем масло из масляных ванн головки цилиндров. Если этого не сделать, то последующие операции придется выполнять на ощупь. | Установив приспособление, утапливаем толкатель, предварительно развернув его прорезью к себе. Ставим фиксатор так, чтобы выступом он упирался в край толкателя, а верхней частью – в распредвал (см. рисунок). | | Фиксирование толкателей клапанов в нижнем положении: 1 – регулировочная шайба; 2 – приспособление. | | Отводим приспособление и, пользуясь шилом и пинцетом, извлекаем регулировочную шайбу. |
Ее толщина указана на стороне, обращенной к толкателю (такое положение защищает маркировку от стирания движущимся кулачком). Учтите это при установке новой! Зная этот размер, фактическую и требуемую величину зазора, нетрудно подобрать новую шайбу. Если зазор требуется увеличить, то шайба должна стать тоньше, и наоборот. Сведя полученные данные в таблицу (см. ниже), можно идти в магазин за шайбами. Случается, даже после тщательной регулировки из двигателя периодически доносится клапанный стук. Наши предположения об источнике: и толкатель, и отверстие под него сделаны с определенными допусками, то есть не являются идеально круглыми. Соответственно, и зазор между ними по окружности не одинаков. Толкатель при работе поворачивается, и, когда наибольший зазор совпадает с направлением движения кулачка, возникает стук. Подбирать толкатели к отверстиям – работа неблагодарная, так что лучше все оставить как есть. Параметры | № клапана | 1 вып. | 2 вп. | 3 вп. | 4 вып. | 5 вып. | 6 вп. | 7 вп. | 8 вып. | Зазор (мм) | Норма | 0,35 | 0,20 | 0,20 | 0,35 | 0,35 | 0,20 | 0,20 | 0,35 | Фактич. | 0,40 | 0,1 | | | | | | | Разность* ± (мм) | +0,05 | -0,1 | | | | | | | Шайба (мм) | Есть | 3,75 | 3,50 | | | | | | | Треб. | – | 3,40 | | | | | | | *Допускается ±0,05 мм. | |
Комментарии
2012-01-1213:11:48 могу ли я завезти машину если у меня в 1м клапане нет нет теплового зазора????????