Еще в прошлом году было предпринято ряд попыток внести в закон об ОСАГО поправки, которые сблизили бы российский вариант обязательного страхования с его западным прототипом. В основном речь шла о трех основных изменениях: введении коэффициента бонус-малус, повышении максимального размера возмещения вреда здоровью потерпевших в аварии до 160 тысяч рублей и упрощение системы выплат и регистрации ДТП. С первыми двумя поправками вроде бы разобрались, хотя и не до конца, и очередь наконец дошла и до более основательных усовершенствований автогражданки.
На последнем съезде Российского союза автостраховщиков было принято решение самостоятельно финансировать создание информационно-расчетного центра (ИРЦ) для прямого урегулирования убытков. Для того чтобы клиент после ДТП всегда обращался в свою страховую компанию, а не в компанию виновника, страховщикам придется собрать 24,565 млн руб.
Единая система взаиморасчета между страховыми компаниями позволит не
втягивать клиента в финансовые споры и избавит потерпевшего от части
бумажной волокиты. Планируется, что уже с 1 июля 2008 года все
автостраховщики будут обмениваться информацией о ДТП и общаться без
участия клиента. ИРЦ для взаиморасчета между компаниями планировалось
запустить к 1 июля 2007 года, но, как объясняет Сергей Ефремов,
исполнительный вице-президент страховой компании “НАСТА”, участники
рынка были к этому еще не готовы. Дело в том, что изначально систему
должна была “обкатывать” пилотная группа, однако Минфин настоял на том,
что в проекте создания системы обязаны участвовать все участники рынка,
что, как считает С. Ефремов, является единственно верным решением.
Именно поэтому только сейчас все участники РСА одобрили переход на
новые правила ОСАГО.
Однако, кроме технических вопросов создания компьютерной системы как
таковой, перед РСА стоит еще и ряд других задач. Необходимо также
добиться изменения законодательной базы, так как на данный момент
избавиться от ряда документов в процессе урегулирования убытка
невозможно по правовым причинам. Так, к примеру, для того чтобы
страховая компания защищала интересы своего клиента перед компанией
виновника, необходима доверенность от клиента. Кроме того, до недавнего
времени достоверными в страховании являлись только оригиналы
документов, а дубликаты к рассмотрению не принимались, что существенно
затягивало выплаты.
Вместе с тем, в случае введения упрощенного процесса урегулирования в
срок, перед страховщиками встанет следующая задача, решения которой
автомобилисты ждут с нетерпением уже давно. При содействии ГИБДД в
скором времени, возможно, мелкие ДТП можно будет урегулировать на месте
без участия ГАИ. Для этого, однако, необходимо создать единую базу с
ГИБДД, чтобы страховщики могли предоставлять гаишникам отчеты по
обращениям, а ГИБДД в свою очередь показывала бы страховщикам
статистику и всю информацию по ДТП. Это необходимо не только для
упрощения системы регистрации ДТП, но и для сокращения случаев
страхового мошенничества. Как говорит С. Ефремов, несмотря на то, что
взаимодействовать с ГАИ достаточно сложно, процесс обмена информацией
все-таки идет.
Единственный вопрос, который до сих пор висит в воздухе, – размер
тарифа по ОСАГО. Правозащитники повсеместно трубят о том, что в
ситуации, когда страховщики получают сверхприбыли, а половина страховых
случаев не закрыта, стоимость тарифа сильно завышена. У страховых
компаний, тем не менее, свое мнение. Как считает Галина Ионова,
вице-президент по автострахованию группы “Ренессанс страхование”, в
последнее время наблюдается неуклонный рост убыточности на фоне
снижения среднегодовой премии. При сохранении нынешней ситуации до
конца 2007 года убыточность будет продолжать плавный рост и со
следующего года превысит уровень 70%. Учитывая показатели убыточности,
очевидно, что тарифы должны быть не просто изменены, а дифференцированы
между различными сегментами. Накопленная за четыре года статистика
страховщиков позволяет об этом говорить.
|